Производители сельскохозяйственной техники признаются: с шинами проблем, после введения санкций, не возникло, а вот с комплектацией и запчастями приходится тяжело. Это выяснил «Агроинвестор».
«Коммерсант» ранее предполагал, что у российских компаний, поставляющих на рынок технику для сельскохозяйственных нужд, могут появиться трудности с получением шин, особенно премиального класса. Ранее для отечественных производителей поставку шин осуществляли зарубежные компании, но основная часть поставщиков прекратила связи с Россией. О том, как прекращение отгрузки отразилось, а именно о дефиците шин премиального уровня, высказывались Continental, Bridgestone, «Мишлен». Повышенный спрос, вызванный отсутствием товара, появился еще в 2021 году. В четвертом квартале прошлого года покупатели были озабочены заблаговременной подготовкой запасов шин для спецтехники, но не всегда могли найти нужные типоразмеры в премиум сегменте. Зато начался рост поставок шин эконом-класса, и рынок был наводнен продукцией азиатских производителей.
Отечественные компании, специализирующиеся на выпуске шин, могут закрыть только 30 % общего спроса. По данным «Росспецмаш», в России выпускают не полный перечень типоразмеров для спецтехники. К примеру, не производят шины для культиваторов, сеялок, других сельскохозяйственных машин.
Как сообщил «Коммерсанту» заместитель директора «Росспецмаш» Вячеслав Пронин, присутствует дефицит отечественных шин низкого давления, которые используются для отдельных видов спецтехники, к примеру, для опрыскивателей.
Но, по мнению Минпромторга, возможно ликвидировать возникший на рынке дефицит за счет компаний, находящихся на территории России. К примеру, «Волтайр-Пром», 64,3% которого находится в собственности американского Titan, может восполнить нехватку. Также большие надежды на «Нортек». В министерстве не видят невероятного спроса на покрышки и шины для спецтехники, используемой в области сельского хозяйства. Ажиотажа нет. По данным ведомства, за период январь-март было произведено 439,4 тыс. шин и покрышек для сельхозтехники. На экспорт ушло 111 тыс. шин, а импорт составил 101 тыс. Потребительский сегмент составил 429,39 тыс. штук.
По мнению генерального директора «Тамбовские фермы» Игоря Полякова, в России не наблюдается дефицита сельскохозяйственных шин. О нехватке их тоже не стоит беспокоиться, поскольку из дружественных стран поставки шин и покрышек для спецтехники не прекращаются, да и отечественные производители также производят этот вид продукции. Однако, считает Поляков, серьезней обстоят дела с ближайшей нехваткой деталей для сельскохозяйственной техники, основная масса которой в России – импортного производства. Запчасти ранее поставляли из-за рубежа, но теперь иностранные партнеры уходят из России, прекращают поставки комплектующих. Уже сейчас отечественные аграрии почувствовали нехватку запчастей для техники. Кроме того, выросли цены, как на шины, так и на запчасти. Этот рост на отдельные комплектующие составляет до 100 %. Эти проблемы, по мнению главы компании «Тамбовские фермы», непременно отразятся на всей отечественной сельскохозяйственной сфере и непременно повлияют на увеличение стоимости сельскохозяйственной продукции.
О нехватке запчастей для спецтехники высказался и Владимир Гусев, владелец агрохолдинга «Делос» из Орловской области. Зато отметил, что на шины дефицита не наблюдается. Как сказал Гусев, для техники используются шины как отечественного, так и иностранного производства, а к ценам давно привыкли, поскольку эта продукция никогда дешевой не была.
Не жалуется на отсутствие шин для спецтехники и глава агрофирмы «Прогресс» из Краснодарского края Александр Неженец. Он отмечает, что шины можно купить в кредит, предоплату пока не требуют. Это предприятие использует преимущественно иностранную резину.
А Дмитрий Сысолетин, директор направления аграрных шин Alliance предприятия «АгроПромШина», заявляет, что, благодаря регулярным поставкам индийских производителей, рынок не испытывает нужды в шинах. На складах предприятия, отметил Дмитрий Сысолетин, есть все типоразмеры, присутствуют все модели, пользующиеся спросом, марки Alliance. Однако в случае необходимости предприятие готово увеличить поставки. Причем не возникнет проблем по обеспечению покупателей продукцией и эконом, и премиум класса. В частности, отечественные пользователи могут приобрести шины от израильского производителя марки Alliance с технологией VF.